Трындык Николай Захарович является одним из основателей Союза Художников Кабардино-Балкарcкой АССР. Принимал участие практически во всех Всесоюзных, республиканских, региональных и многих зарубежных выставках.Удостоен многих почетных грамот и наград.
Семьей художника подарено Кабардино-Балкарии большое количество работ Трындык Н.З. в Фонд культуры КБР и в Союз художников КБР для проведения периодических выставок.
Находится в Союзе Художников КБР
В библиотеку им. Крупской г.Нальчик для постоянной экспозиции подарены полотна «Киров среди горцев», «Студентка» и др.
Краеведческий музей Кабардино-Балкарии получил в дар зарисовки, эскизы, наброски военных лет.
Аул в горах -Холст масло Трындык Н.З.
Киров среди горцев Холст масло Трындык Н.З..
Николай Захарович Трындык – заслуженный художник Кабардино-Балкарии, член Союза художников России, живописец (1916-1987 гг.). 2016 год – год 100-летия со дня рождения художника.
Сложные и непредсказуемые события двадцатого века – века революций, войн, коллективизации, перестройки выпали на годы жизни и творчества Николая Захаровича. Менялось многое – политический строй, социальные структуры, формировались человеческие и творческие судьбы людей искусства. Думать о творчестве художника в отрыве от процессов, которые проходили в Кабардино-Балкарии на протяжении этих лет просто невозможно.
Листаю каталоги выставок, смотрю архивные материалы, появляется возможность ощутить самые первые шаги художников, поистине энтузиастов дела создания Оргкомитета по объединению творческой интеллигенции в единую организацию. В основном это были художники, по воле судьбы, приехавшие в Кабардино-Балкарию в самом начале XX века. Имя Николая Захаровича Трындык в этом кругу занимает важное место.
Цитирую несколько строк из авторской биографии художника «…я родился на Украине в селе Четвертиновка, Винницкой области, в семье крестьянина 19 декабря 1916 года. Окончил четырехлетнюю сельскую школу. В 1932 приехал в Макеевку, работал рассыльным, на почте, поступил в вечерний рабфак. Через два года его закрыли, поступил в Ворошиловоградское художественное училище. В 1937 году пришлось уйти с четвертого курса – болел, не было денег…»
Юноша приезжает в Нальчик и остается навсегда. Кабардино-Балкария строит социалистическое общество. Остро стоит проблема по укреплению связей искусства с жизнью народа. Поездки по республике, приобщение к жизни людей работающих на производстве, в поле, на пастбищах, позволяют художнику приблизиться к современной, народной жизни, ощутить остроту проблем – политических и социальных. Проводятся первые выставки, создается Оргкомитет по объединению художников в единую творческую организацию. Этот организационный процесс обозначен архивными материалами 1936, 1937, 1938, 1939, 1941 гг.
Это были первые выставки, в основном, посвящаемые серьезным историческим датам. Но появляются и живописные холсты, в которых отражен, мир людей и события знакомые, близкие каждому, прочувствованные и творчески осмысленные. Они вызывали ответное чувство причастности самых широких масс к факту, событию, истории. Выставки показываются в селах, на пастбищах, в районных центрах и пользуются огромным успехом
С тех самых первых выставок тридцатых, сороковых годов творчество Николая Захаровича Трындык, усложняясь во времени, обретая серьезную профессиональную значимость не уходит из выставочного пространства Кабардино-Балкарии на протяжении, практически, всего двадцатого века (уже в каталоге художественной выставки 1938 года молодой художник Николай Трындык представлен 20 работами).
Участвуя в процессах становления и развития художественной культуры горного края, прикасаясь к духовной культуре народов Кабардино-Балкарии, сотканной вековыми традициями, к самому образу жизни народа, художник формирует свою гражданскую и творческую позиции, а основной темой становится Кабардино-Балкария.
Проводимые выставки – показатель профессионально-творческого взросления не только отдельных авторов, но и состояния искусства Кабардино-Балкарии на протяжении времени. На некоторых из них, наиболее значимых, думаю, следует остановиться. Одна из них – выставка 1951 года, приуроченная к 30-летию автономии Кабардинской АСССР. В экспозиции 40 произведений 10 авторов. Среди участников: Н.Н.Гусаченко, М.А.Ваннах, Н.М.Третьяков, Н.З.Трындык. Вполне естественным воспринимается обращение художников к заданной теме – это тема вождей, пафос созидания, помпезные портреты, а рядом небольшие работы, написанные с натуры – пейзажи, полюбившиеся уголки нашего города, нашего горного края – восторг художника перед чудом и величием природы. Это позволяло авторам реализовывать себя в творческом плане. Н.З.Трындык на этой выставке представлен двумя живописными холстами: «Селение Тегенекли» и «Весенняя пахота».
А вот еще одна, очень престижная выставка 1957 года – республика отмечает 400-летие соединения Кабарды с Россией. В экспозиции более ста произведений 29 авторов. Николай Захарович представляет живописные холсты: «Перегон отары», «Утро в поле», «Озимые» (они были приобретены в республиканский музей КБР).
Обращает на себя внимание и выставка 1961 года, приуроченная 22 Сьезду КПСС. Экспозиция открылась в только что построенном Доме художника. Цитирую материал искусствоведа В.Горчакова: «…Две основные черты характеризуют творческий отчет художников за 1961 год. Первая – это создание больших произведений, значительных по тематике и вторая – активное обращение к жизни и участие в ней. Вместо бесконечных пейзажей, часто с оттенком «салонности» – тематическая картина, портрет. На выставке особенно очевидно становление тематической картины. Происходит как-бы постепенная «выкристаллизация» тематических полотен из произведений пейзажного жанра…» Н.З.Трындык представил на этой выставке полотна «Терскольский Пик» и «Нальчик промышленный».
Может быть, одной из главных особенностей творчества Николая Захаровича является умение почувствовать особый ритм жизни, ставший замыслом, ввести его в композиционную ткань горного пейзажа, придав холсту эпическое звучание. «Город в горах», «Рудник Молибден», «Чегет-Кара Баши».
Искусство Кабардино-Балкарии ХХ века вплоть до 80-х годов объединило творчество художников разных стилей и направлений. Оно входило в серьезные экспозиции выставок Юга России, российские, всесоюзные, становясь серьезной гранью искусства Северного Кавказа, Российской художественной культуры. Начиная с тех первых выставок 30-40 и до ухода из жизни (1987г.) на протяжении всех обозначенных десятилетий Н.З.Трындык являлся неотъемлемой и органичной частью художественного и организационного пространства художественной культуры Кабардино-Балкарии. Его творчество отмечается Почетными грамотами высоких правительственных структур, он становится Заслуженным художником Кабардино-Балкарской республики (1967 г.). Многократно избирается членом правления Союза художников республики, входит в состав первого, созданного в 1938 году Оргкомитета, в состав Правления Союза советских художников Кабардинской АССР, являющегося Отделением Союза художников СССР (1956г.), избирается в состав выставкомов «Юга России», председателем живописной и молодежной секций Союза художников Кабардино-Балкарскй Республики.
Юбилейная художественная выставка «На рубеже веков», экспонировавшаяся в трех выставочных залах нашего города позволила проследить процесс не только становления, но и современное состояние художественной культуры Кабардино-Балкарии. В экспозицию Республиканского музея изобразительных искусств вошли работы художников старшего поколения, представляющее на протяжении десятилетий искусство Кабардино-Балкарии, на самых престижных уровнях Юга России, поколение прошедшее сквозь идеологические катаклизмы, отразившие в своих произведениях довоенные годы и трудности военной поры. Ведь многие вошли в «искусство» испытав и тяготы лишений и радость побед. В экспозиции выставки, в основном, произведения художников ушедших из жизни. Они оставили нам, живущим сегодня, искренние переживания о судьбах своего народа в органичной связи со временем, отразив его с творческих позиций. В экспозицию выставки «На рубеже веков» творчество Николая Захаровича Трындык, воевавшего на фронтах Великой Отечественной, занимает серьезное место – экспонируются работы, созданные в разные годы. Среди лучших живописные холсты «Память»1973 г., «Девочка-балкарка» 1966 г., «Чабаны» 1974 г. «На Чегет» 1967г. «На сенкос. Семья»1967г.
И еще на одной выставке, думаю, стоит остановиться. Это выставочный проект «Мастера реализма». В июле 2014 года эта выставка с успехом была проведена в Кабардино-Балкарском музее изобразительных искусств им. А. Л. Ткаченко. В экспозиции произведения 29 авторов, созданные в 50-60 годы из фондов музея, коллекции Союза художников и семейных собраний. Отразив время, они стали красивой, гармоничной страницей национальной художественной культуры Кабардино-Балкарской Республики, вносящей наши духовные ценности в многогранное всероссийское культурное пространство. Большие полотна Николая Захаровича, такие как «Осень в Чегемском ущелье» стали одной из составляющих этой выставки. Эта экспозиция привлекла внимание не только ценителей искусства в Кабардино-Балкарии, но и экспонировалась в музеях других республик Северного Кавказа.
Николай Захарович Трындык – художник-реалист. В основе его творчества – Кабардино-Балкария, увиденная, с позиции огромного уважения к Человеку труда, восхищения его духовной культурой. Она стала для художника второй Родиной. А творчество художника Николая Захаровича Трындык, стало гармоничной частью художественной культуры, как Кабардино-Балкарии, так и всей России.
Неонила Сундукова. Искусствовед.